Электромобиль с кузовом из сидений
22.05.12
Для увеличения дальности пробега электромобилей подбираются облегченные материалы для корпуса. И чем меньше масса конструкции, тем больше пробег у электромобиля. Экспериментируя с выбором материала для корпуса, датская компания ECOMove всех удивила: в кузове электромобиля QBEAK был использован пластик, обычно применяющийся для производства сидений.
Недавно была продемонстрирована разработка датской компанией ECOMove – электромобиль QBEAK. Его вес без модульных аккумуляторов составляет 425 кг. С полным комплектом из шести батарей ёмкостью 28,8 кВт•ч этот автомобиль может проехать 300 км.: и это при пассажировместимости до шести человек!
Два моторных колеса-электродвигателя размещены на передней оси. Моторы мощностью в 35,4 кВт каждый разгоняют машину до 90 км/ч за 12 с. Обычно электромобильчики разгоняются быстрее. Но конструкторы замечают, что скорость разгона серьёзно лимитирована по сравнению с пиковыми возможностями электромоторов ради обеспечения уменьшенного расхода электроэнергии в городском цикле. Максимальная скорость движения ограничена 120 км/ч.
Глядя на фото, специалист или опытный автолюбитель может заметить, что этот электромобиль имеет слишком большой салон, как для автомобиля размерами 3 метра на 1,75 метра на 1,63 метра. Из этого должен был бы последовать вывод, что зоны программируемой деформации перед водителем и пассажирами первого ряда просто негде разместить. А значит пассивная безопасность будет слабой.
Но таково мнение будет ошибочным: по крайней мере разработчики QBEAK считают, что они решили эту проблему. Конструкцию проектировали очень хитрые люди. Это средство передвижения не совсем из пластика, и не совсем из металла. Материал кузова снаружи и изнутри — тонкие алюминиевые пластины, которые призваны программируемо деформироваться при столкновении. А между ними… пластик, с ничтожной на первый взгляд плотностью. Разработка самогó кузова в значительной степени выполнялась в кооперации с британской фирмой Inrekor.
Используемый как прокладка материал — так называемый ARPRO. Это вспененный полипропилен очень низкой плотности, поры которого наполнены либо воздухом (когда пожаростойкость не слишком важна), либо СО2. Плотность его колеблется, однако для столь своеобразного применения, как использование в автомобильных кузовах, подходят наиболее плотные модификации, 100–200 кг/м³.
Особенностью материала является способность к 75-процентному сжатию с последующим восстановлением формы. При этом он поглощает большое количество энергии, что позволяет в значительной степени «гасить» столкновения. Кроме того, количество зон деформации, предусмотренных конструкцией, весьма велико, а для повышения жёсткости кузова использованы всего две (правда, большие) двери.
Городской электромобиль QBEAK: широкий салон, руль по центру, малый клиренс
Как насчёт горючести таких алюминий-пропилен-алюминиевых листов? До нарушения целостности алюминиевого покрытия панели будут негорючими, уверяет производитель, а открытый (при аварии) слой полипропилена выгорает при контакте с пламенем на 13–14 мм за минуту. Правда, QBEAK — всё же электромобиль, поэтому классического бензинового пожара после аварии опасаться не приходиться.
Вообще-то полипропилен не первый год применяется в автомобилестроении, в тех же бамперах и травмобезопасных сиденьях. Однако использование его вспененного варианта в качестве одного из основных материалов кузова пока не отмечалось ни на одном серийном авто.
Салон сделан трансформируемым, причём в очень широком диапазоне. Шесть кресел (в варианте без багажника) могут устанавливаться с любым боковым смещением — как одновременно, так и выниматься (по одному) для освобождения внутреннего пространства под грузы. При этом кресло водителя может в широких пределах перемещаться по салону — не только вперёд–назад, но и вбок. Чтобы разместить в трёхметровом авто шесть пассажирских мест, H-point задана довольно высокой. Но приличная высота (1,63 м) при небольшом клиренсе QBEAK позволяет разместить в салоне человека даже очень высокого роста.
Шесть аккумуляторов могут устанавливать по одному (если поездка предусмотрена на дальность не более 50 км), по две штуки, по три и т. д. Вес их не раскрывается, однако если они стандартной для современных электромобилей удельной энергоёмкости, то речь идёт примерно о 300 кг.
Теплопроводность вспененного полипропилена даже при высоких плотностях находится на уровне пенополистирола, что означает высокий уровень тепло- и шумоизоляции. Стоит отметить, что первое для электромобиля в северной стране критически важно: в отличие от обычной машины, отапливающейся от системы охлаждения двигателя, тепло которой — «даровое», электромобиль «согревается» ТЭНами и тратит при этом электричество. Обычно это снижает дальность при зимних поездках на 30–40%. Низкая теплопроводность композита, из которого выполнен QBEAK, обещает серьёзно изменить текущее положение дел.
У электромобиля есть и необычные варианты исполнения; конструкторы называют это «трансформируемым дизайном». В частности, речь идёт о кабриолете и грузопассажирских вариантах перевозки. Из-за кубических форм, оставив спереди до трёх пассажирских сидений, позади можно уместить стандартный европоддон (!), что превращает трёхметровый электромобиль в полноценный фургон.
Разработчики обещают закончить сертификацию в 2012 году и начать серийное производство в 2013-м. Они настолько оптимистичны, что уже начали принимать предзаказы со взносом в 2 тыс. евро за штуку. Хотя окончательная цена пока не называется, уже заявлено о том, что она будет ниже большинства нынешних электромобилей.
Комментарии:
Вирусы с пьезоэлектрическими элементами Поза Лотоса или включаем уличное освещение SMS-сообщением