Водород из аммиака для автомобилей на топливных элементах

11.09.18

Испытательный водородомобиль Toyota

Испытательный водородомобиль Toyota

Использование водорода в качестве топлива для автомобилей имеет давнюю историю. Многие компании проявляли интерес к этому источнику энергии, но на данном этапе ключевыми проблемами внедрения водородного топлива является отсутствие нужной инфраструктуры (как и у электрокаров) но, самое главное, – сложности с его хранением.

Для водорода, находящегося в сжиженном или газообразном состоянии, необходимо значительное увеличение объема топливных баков и повышение требований к безопасности, хранению, транспортировке и применению.

Однако, специалисты из австралийского объединения научных и прикладных исследований СSIRO предложили свое решение для перевозки и содержания водорода в автомобилях.

Австралийские ученые разработали мембранную технологию для заправки автомобилей с использованием аммиака – химического соединения азота и водорода.

Команда CSIRO в Технологическом центре Pullenvale в Брисбене, штат Квинсленд, разработала металлическую мембрану, которая отделяет чистый водород от аммиака, блокируя другие газы. Реакция является противоположностью процессу Хабера-Боша, используемого для превращения водорода в аммиак. В этом случае азот извлекается из атмосферного воздуха и уже с помощью него производится нужное соединение. Идея состоит в том, что полученный аммиак затем отравляется в заправочные станции, где водород экстрагируется через мембрану с довольно низкой энергией.

Toyota, Hyundai и BMW поддерживают исследования и планируют использовать водород в качестве топлива в будущем.

В отличие от электрокаров, водородные автомобили могут полностью заправиться в течение нескольких минут и иметь в два раза больший запас хода. Технологические достижения также способствуют снижению издержек производства возобновляемого водорода, чтобы сделать его конкурентоспособным с ископаемым топливом.

Технология, предложенная СSIRO, использует модульную установку для хранения водорода в форме аммиака, и преобразовывает его обратно в водород непосредственно перед использованием.

Проще говоря, такой метод позволяет применять существующие топливные системы для транспортировки аммиака, просто в нужный момент отделяя от него сверхчистый насыщенный водород.

“Это отправная точка для энергетики, и мы ждем с нетерпением применения инноваций CSIRO, чтобы обеспечить этому захватывающему возобновляемому источнику топлива и энергии более плавный путь выхода на рынок”, – говорит исполнительный директор CSIRO Ларри Маршалл.

Технология обладает огромным потенциалом для экспортного рынка, поскольку аммиак хранит в себе почти в два раза больше энергии, чем жидкий водород, и его проще и безопаснее транспортировать.

Исследователи уже продемонстрировали свою технологию. Исполнительный директор CSIRO Ларри Маршалл был одним из первых, кто прошел тест-драйв. Команда использовала водородные автомобили Toyota Mirai и Hyundai Nexo, и, по ее мнению, сделала значительные инвестиции в будущее в электромобили с топливными элементами.

На реализацию проекта по созданию инфраструктуры получения, поставки и хранения водорода, CSIRO получили $1,7 млн от Фонда развития промышленности и $1,2 млн от международной компании BOC, которая занимается производством специальных газов в Великобритании и Ирландии (атмосферные газы, кислород, азот, аргон и прочее).

Таким образом, уже через несколько лет Австралия может стать ключевым рынком водородомобилей для азиатских и европейских автопроизводителей. CSIRO планирует расширить технологию и развернуть ее в больших масштабах как в Австралии, так и за рубежом.

Пока что водород не пользуется большим спросом, поскольку даже в США, где альтернативные источники энергии в автотранспорте развиваются активнее всего, по состоянию на начало 2018 года было лишь 39 водородных заправок, и большинство из них сосредоточены в Калифорнии.

Тем не менее, Toyota еще с 2015-го выпускает модель Mirai – четырехдверный седан с запасом хода 500 км после полной заправки (эквивалент расхода топлива в пересчете на бензин – 3,6 л на 100 км). А в модельном ряду Honda уже два года есть водородный седан Clarity с запасом хода 580 км.

В конце 2017-го, Mercedes-Benz также показал водородную версию своего кроссовера GLC, созданного в сотрудничестве с Ford. Продажи должны начатся в США в 2019-м.

www.csiro.au

---

Комментарии:

 


---