rss

Joule – первый африканский электрический минивэн

7.12.11

Африканский электромобиль Joule

Африканский электромобиль Joule

В ЮАР выпускается почти 400 тысяч автомобилей ежегодно – ни одной собственной маркой, тем более – электрической, «черный континент» до сих пор похвастать не мог. И вот Кейптаун в лице Optimal Energy за весьма сжатые сроки почти догнал Париж с Лондоном в борьбе за «зеленое будущее». А ведь главные европейские столицы уже многие годы сеют панику своими экологическими инициативами среди обладателей коптящих кроссоверов.

О создании этого африканского электромобиля рассказывает Кобус Мейринг. За его плечами проектирование боевых вертолетов и большого южно-африканского телескопа SALT. «Мы начинали в 2005 году, после многочисленных исследований в области альтернативной энергии. Первым поворотным моментом стало осознание, что 100 лет назад электромобилей выпускалось больше, чем бензиновых машин, – рассказывает Мейринг. – Технологии развиваются, их стоимость падает. Глобальное потепление больше не является академическим термином, его идею приняли все, а охрана энергии стала приоритетной задачей многих государств. За какие-то 4–5 лет мы пришли к мысли о том, что производство электрокаров может быть коммерчески успешно».

Начал созаваться Джоуль в 2005 году

Начал созаваться Джоуль в 2005 году

У основателя Optimal Energy мягкая речь и шикарный английский, отточенный на десятках пресс-конференций и общении с легендарным дизайнером компании Jaguar Китом Хелфетом. Именно Хелфет нарисовал изящные изгибы кузова Joule, создав дизайн вне времени: он не ультрасовременен (хотя фирменные «ягуаровские» волны прослеживаются и у Joule), но устаревшим его тоже нельзя назвать. Это как знаменитый «глазастый» Mercedes конца 1990-х: его внешний вид не претендует на революционность, но в то же время он не выглядит так же неуместно, как «Лада Нива» на улицах европейских городов.

«Кит Хелфет на самом деле родился в Южной Африке и учился в кейптаунском университете, и уже потом поступил в королевский колледж в Лондоне и 25 лет работал на Jaguar, – говорит Мейринг. – Он как раз ушел на пенсию, покинув британскую компанию, а мы искали подходящую кандидатуру с международным опытом работы. Было ясно, что Joule могли создать и наши инженеры, но он бы точно не выглядел хорошо. Нам очень повезло: семья Кита все еще живет в ЮАР, а его самого пригласили на конкурс дизайнеров в Кейптауне».

Изящные изгибы кузова Joule, нарисованные Хелфетом

Изящные изгибы кузова Joule, нарисованные Хелфетом

Получившийся прототип электрокара последние три года путешествовал по автосалонам в качестве доказательства того, что Joule реален. «Забавная штука: когда говоришь с европейцами, они часто осведомлены, что в Южной Африке есть производство, и для них в появлении Joule нет никаких сюрпризов. С американцами все наоборот: они очень сильно удивляются тому, что в ЮАР что-то выпускается».

Кобус Мейринг утверждает, что созданный его компанией автомобиль не должен всем своим внешним видом «кричать», что он электрический: «Это простая и стильная альтернатива городским машинам». Но несмотря на очевидную «модность» экологического движения, сотрудники Optimal Energy не питают ложных надежд. Кобус признается, что полностью вытеснить бензиновые двигатели и гибриды электрокарам удастся не раньше, чем лет через 20. Вся проблема в запасе хода – на электромобиле можно беззаботно колесить по городу, подзаряжая батарейки в офисе и у супермаркетов, но в дальнюю поездку по Европе на нем уже не поехать.

После вопроса о возможном появлении электрокаров Joule в России Кобус задумывается. Надолго. Похоже, об этом его еще не спрашивали, да и локальность рынка для Оptimal Energy очевидна: для начала компании еще надо запустить Joule в серию и обкатать его хотя бы в пределах родного Кейптауна. «Сегодня в ЮАР существование этого автомобиля вполне реально, потому что 99% жителей имеют возможность зарядить его в гараже или на общей парковке, где расстояние от места до розетки не превышает 10 метров. Сложнее со зданиями торговых центров – но новостройки потихоньку уже обзаводятся этой инфраструктурой», говорит Кобус.

Электрический Joule на улице Южной Африки

Электрический Joule на улице Южной Африки

Наша же страна далека от идеи электрического движения не только географически. Еще одна трудность в эксплуатации Joule (в принципе, как и любого электрокара), особенно актуальная для России, – климат, о суровости которого в ЮАР знают лишь по анекдотам. Обычно если в 30-градусный мороз вам удалось завести автомобиль с разряженным аккумулятором, то дальше бензиновый мотор уже отогреет и зарядит все что угодно. А теперь представьте, что его нет. Ваша машина – это сплошной аккумулятор: заморозили его – минус 100 километров запаса хода. Достиг критической точки разрядки – и он уже никогда не станет прежним. Выход один: парковать машину в теплом гараже. Или переселиться в южные широты… «Скандинавские государства, российский и канадский север пока что не рассматриваются как идеальные рынки для электрокара Joule. Но технологии развиваются», – обнадеживает Кобус Мейринг.

Куда больше вопросов к Joule у адептов бензиновых автомобилей. Традиционные упреки в адрес электрокаров сводятся к – трудно поверить – загрязнению окружающей среды! «Существует сразу несколько мифов, с которыми необходимо разобраться, – рассказывает советник по маркетинговым стратегиям Крис Мердек, перешедший в Optimal Energy из BMW. – Первый – что при каждой зарядке мотора электростанции выбрасывают в воздух больше вредных веществ, чем автомобили при использовании бензина. А второй – что такой ценный ресурс, как электричество, не должен расходоваться на топливо. Во-первых, одна электростанция, работающая на угле, загрязняет воздух меньше, чем тысячи бензиновых и дизельных автомобилей. А во-вторых, при переработке сырой нефти в бензин и дизельное топливо используется огромное количество электроэнергии. Так что производство топлива для поездки на 300 км (заявленный запас хода Joule) даже для самой экономичной малолитражки обернется куда большим расходом электроэнергии и загрязнением среды, нежели для электрокара».

Салон электрического автомобиля Джоуль

Салон электрического автомобиля Джоуль

Пока на стороне Optimal Energy простые цифры – 700 литров объема багажника, максимальная скорость 140 км/ч и первый рекорд надежности опытных образцов Joule (8 тысяч километров по африканским саваннам). Правда, дата начала серийного производства все время сдвигается (с 2012 до 2015). «Мы начали строить завод в Лондоне, где будут собирать Joule, и хотим все закончить к 2014 году. Хотя куда реалистичнее звучит 2015 год, возможно, даже 2016. Все зависит от финансирования государства, но мы ищем и других инвесторов».

Главному идеологу сегодняшнего электрического движения Nissan потребовалось целых 17 лет, чтобы довести первый бюджетный электрокар Leaf до ума. С момента зарождения проекта Joule прошло шесть лет, но первые четыре экземпляра уже радуют зевак Кейптауна. «Мы проводили много исследований по определению возраста покупателя. Изначально это были молодые семьи, бизнесмены, живущие в городе, или мамы, забирающие детей из школы, – в возрасте от 30 до 40 лет. Стиль и идеи «зеленого движения» апеллируют к более молодым людям, но Joule стоит 25 тысяч евро. 20-летние с удовольствием ездили бы на Joule, но им он не по карману», – бодро подытоживают в Optimal Energy.

chief-time.ru
---

Комментарии:

 


---